ИсторияОАО «Павловский завод» является одним из крупнейших производителей силикатного
кирпича на Северо-западе России. На сегодняшний день предприятие располагает производственными
мощностями, позволяющими выпускать до 100 млн штук кирпича в год.
Потребителями продукции Павловского завода являются такие известные строительные
организации Санкт-Петербурга, как ЗАО «УПТК - «ЛенспецСМУ», ООО «ЛЭК – УПТК №1», ЗАО
«Строительное объединение «М-Индустрия», ЗАО «Фирма «Петротрест», ЗАО «Северный
город», ЗАО «ЮИТ Лентек», ЗАО «Ленстройтрест» и другие.
Предприятие было основано в 1931 году. Свое название завод получил благодаря
небольшому поселку Павлово, расположенному в Кировском районе Ленинградской области.
С 1995 года ОАО «Павловский завод» входит в состав Производственного Объединения «Ленстройматериалы». Современный ассортимент предприятия состоит как из традиционного белого полнотелого
силикатного кирпича, так и из новых видов продукции - пустотелого силикатного
кирпича, силикатного кирпича, окрашенного в массе, силикатных стеновых блоков
и камней.
C 2005 г. разработкой и реализацией общей стратегии деятельности Павловского
завода занимается управляющая компания - ООО "Торговая Компания "Ленстройматериалы", нацеленное на развитие производственной базы и продвижение продукции завода.
Начало
Строительство Павловского завода силикатных строительных материалов было запланировано
в конце 20-х годов XX века. Действующие заводы по изготовлению красного керамического
кирпича не могли удовлетворить потребность жилищного и индустриального строительства.
В те годы, выполняя заветы Ленина, советский народ горел желанием превратить
страну из технически отсталой в страну передовых технологий, не зависящую от «гнилого
Запада».
Приказом Стройтреста № 23 от 16 апреля 1929 года была образована комиссия по
рассмотрению проекта завода.
В июле этого же года на левом берегу Невы, в 44 км от Ленинграда, было начато
строительство завода силикатного кирпича. Современной строительной техники тогда
не было. Лопатами и кирками корчевали лес, копали котлованы под фундамент, вручную
по трапам и лесам поднимали на рабочее место кирпич, раствор и другие строительные
материалы. Технологическое оборудование приобреталось на отечественных заводах,
а также поставлялось из-за рубежа.
В 1931 году было закончено строительство первой очереди завода, и в августе была
выпущена пробная партия кирпича. В воспоминаниях ветеранов завода этот день сохранился
как большой праздник.
В октябре 1931 года первая очередь завода была принята в эксплуатацию, в 1933
году закончено строительство второй очереди, и завод начал осваивать проектную
мощность - 80 млн штук кирпича в год. По тем временам мощность завода была очень
значительной, тогда кирпичные заводы выпускали только по 20-25 млн штук в год.
В 1937 году Павловский завод выпускает уже 100 млн штук кирпича.
Возрождение
В годы Великой Отечественной войны и завод, и поселок были почти полностью разрушены.
После войны восстановление велось ускоренными темпами, так как страна остро нуждалась
в кирпиче для того, чтобы как можно скорее ликвидировать послевоенную разруху.
Уже в июле 1949 года на двух прессах был выдан первый послевоенный кирпич.
С каждым годом завод наращивал темпы. В 1950 году было выпущено 30 млн штук,
в 1952 году - 68 млн, а в 1953 году завод вышел на довоенный уровень и поставил
стройкам 100 млн штук кирпича.
Можно только догадываться, каких человеческих усилий стоила эта ударная работа:
в те годы на заводе преобладал ручной труд. Представьте себе процесс производства
кирпича тех времен: кирпич-сырец с пресса снимали вручную, что требовало умения
и сноровки, так как каждую минуту с вращающегося стола нужно было снять 50 штук
хрупких заготовок будущего кирпича весом около 4 кг каждая и, не разрушив их,
уложить на запарочную вагонетку. На каждом прессе работали по 3 прессовщицы. Далее
вагонетки с уложенным на них сырцом вручную накатывались на тележки и транспортировались
в запарочное отделение к автоклавам. Операция загрузки кирпича в автоклавы была
тоже нелегкой. Вагонетки с сырцом нужно было ручным способом закатить в автоклав,
где температура достигала +70 градусов. Таким же способом производилась и выгрузка
кирпича на выставочную площадку, откуда он перевозился в цех готовой продукции.
Комовая известь из вагонов выгружалась лопатами, на тачках возилась в склад, а
со склада - на дробилки. Также вручную грузили кирпич в железнодорожные вагоны.
Механизация
В 60-е годы XX века на заводе начинается механизация и автоматизация трудоемких
ручных процессов.
Механизируется выгрузка извести из вагонов, устанавливаются автоматы-укладчики
съема кирпича-сырца с пресса, автоматизируется трудоемкий процесс погрузки и выгрузки
кирпича. Кстати, механизированный способ выгрузки извести впервые был внедрен
именно на Павловском заводе в 1964 году по предложению заводских изобретателей
Скорова М. И. и Спиридонова И. А. Этот механизм впоследствии нашел применение
на ряде промышленных предприятий страны.
Постепенно расширяется и ассортимент выпускаемой продукции. В 70-е годы на заводе
начинается производство железобетонных плит дорожных покрытий и теплоизоляционных
плит из газосиликата. В 1974-1975 годах на заводе впервые в стране разработана
и внедрена технология производства плит из искусственного мрамора. Эти плиты были
применены при облицовке кассового зала Дворца культуры им. Ленсовета, на станции
метро «Площадь мужества» и других объектах. Плитами дорожных покрытий был оформлен
парадный спуск Олимпийской гостиницы «Прибалтийская» и площадь около спортивно-концертного
комплекса, построенного к Олимпиаде-80. Кроме этого, была разработана технология
кирпича с полимерным цветным покрытием.
В восьмидесятых годах завод достиг рекордной отметки - 250 млн штук силикатного
кирпича в год.
За высокие показатели в социалистическом соревновании коллектив завода неоднократно
отмечался правительственными наградами: почетными грамотами ЦК КПСС, Президиума
Верховного Совета СССР, а также переходящим Красным знаменем с занесением на Всесоюзную
Доску Почета на ВДНХ СССР.
Новейшая история
В 1998 году на заводе началась реализация программы переоснащения производственных
мощностей. Был начат выпуск фактурного кирпича «Антик»® (с эффектом «каменной
стены старого замка»), а с 1999 года - объемно окрашенного кирпича и кирпича с
наполнителями, улучшающими его теплоизолирующие свойства.
Благодаря тому, что в 1998 году у группы предприятий «Ленстройматериалы» появился
собственный карьер по намыву песка, стал возможным выпуск сухой известково-песчаной
штукатурной смеси под торговой маркой «Гарцовка Павлово-на-Неве»®, пользующейся
в настоящее время высоким спросом у потребителей. Этот продукт отличают высокие
показатели по пластичности и белый цвет. В месяц предприятие поставляет своим
клиентам до 6 тысяч тонн этой продукции.
Летом 2003 года на заводе начался второй этап модернизации, в ходе которой была
установлена автоматическая система контроля режимов автоклавов и автоматическая
система контроля потребления энергии, система загазованности и узел учета потребления
газа, а также установка для рустирования (колки) кирпича и три пресса по производству
силикатного кирпича немецкой фирмы W&K («Вирлинг и Кларе»).
В результате переоснащения производственных мощностей, завод начал выпуск принципиально
новых видов продукции. Так, в июле 2003 года Павловский завод выпустил первую
партию силикатного пустотелого кирпича. Среди главных достоинств нового продукта
- вес изделия (благодаря 11 несквозным отверстиям кирпич весит всего 2,8 кг) и
низкая теплопроводность. Несквозные пустотные отверстия позволяют строителям более
экономно расходовать цементный раствор, что подтверждено экспертами проектных
институтов.
В июле 2004 года Павловский завод приступил к производству стеновых силикатных
перегородок. Изделия выпускаются в виде блоков размером 500х250х80 мм. Новый продукт
отличают улучшенные технические характеристики: силикатные пазогребневые перегородки,
в отличие от гипсовых перегородок, более прочные и влагостойкие. Они не требуют
дополнительных затрат на гидроизоляцию и, вследствие этого, стоят значительно
дешевле материала из гипса. В сравнении с пенобетонными конструкциями силикатные
пазогребневые перегородки тоньше, что позволяет при строительстве получать дополнительные
квадратные метры. Еще одним достоинством новой продукции Павловского завода можно
считать повышенную звукоизоляцию.
В связи с потребностью застройщиков в новых, более экономичных видах стройматериалов,
в октябре 2006 года на Павловском заводе был освоен выпуск утолщённого пустотелого
силикатного кирпича (250х120х88) и пустотелого силикатного камня (250х120х138).
Утолщённый кирпич выпускается из окрашенной, а камень – из неокрашенной силикатной
массы. Количество пустот для каждого вида продукции одинаковое -11 штук, пустотность
— 27-30%, пустоты несквозные.
В июне 2007 года на Павловском заводе был начат выпуск лицевого полнотелого силикатного бруска (250x85x65). Данный вид продукции выпускается из окрашенной силикатной массы жёлтого цвета.
В будущем планируется освоить выпуск изделия различных цветов (в пределах цветовой
гаммы, выпускаемой на заводе продукции).
Сегодня на долю Павловского завода приходится 15-17% рынка кирпича и 100% рынка
производства силикатных строительных материалов (в том числе кирпича) в Санкт-Петербурге
и Ленинградской области. Проверенный временем, имеющий надежную репутацию Павловский
кирпич не собирается сдавать своих позиций и в будущем. Всё заметнее в последнее
время проявляется интерес к силикатным изделиям среди инвестиционных и подрядных
компаний, проектных организаций, специализирующихся в сфере малоэтажного строительства.
Большие перспективы у них, по мнению специалистов, и в секторе высотного домостроения
и при использовании для строительства и реконструкции объектов в старой части
Петербурга.
|